Логика наук о культуре

Логика наук о культуре
        «ЛОГИКА НАУК О КУЛЬТУРЕ» («Zur Logik der Kulturwissenschaften») — работа нем. философа-неокантианца Эрнста Кассирера. Под общим названием в ней объединены пять очерков, написанных после 1941. В работе обсуждаются предмет наук о культуре (1-й очерк), его рациональное и чувственное восприятие (2-й), единство естествознания и наук о культуре (3-й), проблема формы и причины в познании (4-й), «трагедия культуры», порожденная историческим несовпадением между индивидуальным Я и человеческой культурой в целом (5-й).
        Наука, по Кассиреру, есть лишь одна из частей системы «символических форм», которой охвачена вся человеческая культура. Он предлагает снять ограничение с кантовской критики и, следуя теоретическому опыту И.В. Гёте и романтиков, распространить ее на науки о языке, искусстве, религии. Формулируя так задачу общей теории познания, он отказывается от установки Баденской школы неокантианства на различение номотетических методов познания в науках о природе и идиографических — в науках о культуре (духе). Кассирер также противопоставляет свой подход позитивизму, разделяющему знание на «фактическое» и «теоретическое», и утверждает, что факты воспринимаются «при посредничестве определенных понятийных предпосылок».
        В познании заведомо присутствует соответствие логического онтологическому, но интеллектуальная рефлексия этого соответствия в истории философской мысли осуществлялась непоследовательно, а нередко и закрепляла «трагический разрыв» между культурой и познанием, объектом и субъектом («Я и Миром»), науками о природе и формами постижения мира культуры. Рассматривая исторические этапы европейской культуры от античности до Нового времени, Кассирер отмечает созвучные его установкам воззрения мыслителей прошлого, стремясь, тем самым, восстановить цепь эпистемологического единства в истории философской мысли. Так, если в греч. философии познание действительности собиралось вокруг понятия Логоса, то в Средневековье первоначально потесненный греч. интеллектуализм восстанавливается в системе взглядов Фомы Аквинского, а восстановленный идеал универсальной математики со времен Р. Декарта постепенно подчиняет себе новые области познания. Историко-философские экскурсы Кассирера дают ему основание для формулировки основной эпистемологической задачи: постигать не отдельные области бытия через частные науки, а всеобщее бытие через общую онтологию («ontologia generalis»), которая в своем предельном значении призвана представить природу и культуру как единый и нераздельный космос. Философ доказывает, что мир психических явлений и структуры человеческого мышления (логика) гомогенны бытию природы, истории и культуры. На все эти области бытия распространяется единое «царство структурного закона», которое проявляется в феномене языка. В свою очередь, теория языка, замыкая эпистемологический круг, очерченный Кассирером, вливается в теорию познания, становясь ее важнейшей и неотъемлемой частью.
        Е.Н. Ивахненко
        Рус. пер.: Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М. 1998. С. 7—139.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Логика наук о культуре" в других словарях:

  • ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ — наука, изучающая мышление с т. зр. его способности быть оформленным в языке. Наиболее распространенным для пропедевтического варианта Л. ф. остается определение ее как науки о формах и законах правильного мышления. Однако именно языковая… …   Современный философский словарь

  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК — Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и Академического… …   Русская философия: словарь

  • Философские вопросы естественных наук —    Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЖИЗНЬ —         понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… …   Энциклопедия культурологии

  • НЕОКАНТИАНСТВО — 1) университетско академическое движение в Германии в 1850 1880; 2) господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 перв. четв. 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта. В эволюции Н. выделяют три… …   Философская энциклопедия

  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ —         1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержат, знания; 2) в гуманитарном знании истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕТОДОЛОГИЯ —         (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений …   Философская энциклопедия

  • РИККЕРТ — (Rickert) Генрих (1863 1936) нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Границы естественно научного образования понятий», «Философия истории», «Философия жизни». Р.… …   Философская энциклопедия

  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — (от лат. interpretatio истолкование, разъяснение) 1) общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания; 2) в гуманитарном знании истолкование текстов, смыслополагающая и… …   Философская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ — временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»